Полевые записи звука: музыка, речь, ландшафт

Конференция
11–15 ОКТЯБРЯ 2021
16:00–22:00 (МСК)
300
о КОНФЕРЕНЦИИ
Международная научно-практическая конференция «Полевые записи звука: музыка, речь, ландшафт» – это трансдисциплинарный фестиваль, исследовательский форум и площадка для объединения людей, заинтересованных в научном, эстетическом и технологическом переосмыслении полевой аудиозаписи.

Звук – это физический, психический и культурный феномен, который для человека в первую очередь служит источником информации о событиях, процессах, сиюминутных изменениях в окружающей среде – словом, о том, что происходит здесь-и-сейчас. В связи с этим фиксация звуковых явлений, воспроизведение или точная имитация звуков, произошедших когда-то в прошлом где-то в другом месте – это своего рода попытка перехитрить время, сделать реальность более управляемой.
В целом, можно выделить три подхода к осмыслению полевых аудиозаписей:

1
Инструментальный
запись — средство передачи и тиражирования информации
2
Музейно-документальный
записанный звук доказывает реальность произошедшего события
3
Эстетический
звукозапись — это способ создания самоценного чувственного опыта
Началом истории звукозаписи можно считать появление письменности, так как речь – это прежде всего звуковое явление. В истории европейской музыкальной культуры приёмы записи/нотации звука долгое время развивались в направлении повышения точности инструкций по воспроизведению музыкальных композиций. Стандартизация конструкций музыкальных инструментов и исполнительских техник также способствовала большей точности воспроизведения музыкальных произведений и обеспечивала относительную неизменность их звучания в разных исполнениях. И уже в XX веке, после появления таких технологий записи и воспроизведения звуков, которые не требуют человеческих усилий по извлечению этих звуков здесь-и-сейчас, в истории европейской академической музыки произошёл поворот в сторону освобождения от стандартов нотации, интерпретации, исполнительских приёмов и принципов композиции.

В некоторой степени можно считать, что ответственность за точность фиксации и воспроизведения звука была переложена с человека на механические/цифровые устройства. И действительно, технология и индустрия звукозаписи развивается в первую очередь в направлении увеличения соответствия зафиксированного звука реальному, вернее, в направлении усиления психофизиологического эффекта, который звук оказывает на человека – эффекта соприсутствия событию.
Говоря об описании и изучении звуковой картины мира, мы неизбежно приходим к концепции «humanly organized sound». Она включает в себя и дополнение повседневных звуковых ландшафтов «благоприятными» звуками, и отказ от некомфортных источников, интерпретируемых как «шум». Так или иначе, в своей повседневности мы имеем дело с выборочно воспринимаемым звуком, имея на то и культурные, и физиологические обоснования. Диапазон «неслышимого» так же значим для sound studies, как и «озвученная» модель мира.

И ещё один важный акцент в приведённой выше формулировке – концепция человека как слушателя и как производителя звуков. Звуковая реальность гораздо шире обусловленной человеческим восприятием: современный подход антропологии «по ту сторону человека» предлагает отойти от доктрины антропоцентризма и воспринять множество сущностей, таких как «растение», «минерал» или «животное» в качестве и слышащих, и слушающих, и воспроизводящих звук.

Несмотря на то, что технологии звукозаписи активно используются исследователями культуры (этнологами, этномузыкологами, фольклористами, лингвистами и др.), вопросы о том, какую роль сам феномен звукозаписи играет в культуре, обсуждаются редко.

Именно этим вопросам посвящена научно-практическая междисциплинарная конференция о полевых записях звука, основная задача которой – организовать взаимообмен опытом работы со звуковыми явлениями между исследователями языка и культуры, музыкантами, композиторами и саунд-артистами, технологами, инженерами и программистами, саунд-дизайнерами и другими специалистами, вовлечёнными в практики фиксации, анализа и реконтекстуализации звука.

Конференция организована Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН при поддержке галерей «ГРАУНД Солянка» и «Музей Звука».
11 октября
19:00-20:00

Обсуждение звуковых прогулок

20:00-21:00
LISTENING
Показ фильма + обсуждение
Mike Hoolboom, Heather Frise (Toronto, Canada)

Хильдегард Вестеркамп — легендарный композитор и звуковой эколог из Ванкувера. Она нашла новое применение портативному магнитофону и была единственной женщиной, принявшей участие в первоначальной версии проекта World Soundscape, который не только привнес новое звучание в городскую жизнь, но и заложил основу для постановления о шумах / стандартов звукового загрязнения окружающей среды, радикально изменив традиционные представления о музыке, роли композитора.
12 октября 16:00-21:30
перерыв 18:00-19:00

Сессия прослушивания и обсуждения аудиозаписи

1. «МЕЖДУ МИФОЛОГИЕЙ И SOUND STUDIES "ПО ТУ СТОРОНУ ЧЕЛОВЕКА": звуковое поведение "беспокойных локусов" в культуре волжских финнов», Доронин Д.Ю. (Москва), Харлов А.В. (Нижний Новгород)

Для эксперимента были отобраны несколько открытых и закрытых локусов, «озвученные», согласно актуальным мифологическим представлениям местных жителей, звуковым поведением нечеловеческих субъектов.


2. «Витальность публичного пространства: игра и производство места в Шанхае и Сан Паулу», Елена Килина (Sao Paolo)


3. «Чувствующая Аляска», Kevin Huo, Kenneth Huo (Fairbanks, Alaska, US)


4. «Песнь Стекла и слезоточивого газа: саундскейп футбольных беспорядков в Марселе на Чемпионате Европы 2016», Юлия Аматуни (Петербург)
13 октября
19:00-21:00
Презентации саунд-инсталляций + обсуждение
актовый зал


1. «Звуковые карты», Анна Мартыненко

Каждая карта — это фиксация звуковой картины в определённой точке в пространстве. Координата точки и время наблюдения написаны в нижнем левом углу листа. В нижнем правом углу обозначается ориентация направления взгляда (слушания) относительно сторон света. Для изображения звуков разработан определённый графический язык.

Круг с чёрной точкой в центре — это наблюдатель и его окружение; два кружочка слева и справа обозначают расположение головы (ориентацию ушей). Наблюдающий слышит звук, определяет источник и рисует его в круге с той стороны, откуда он его слышит. Чем ближе источник звука к наблюдающему, тем ближе к центру он изображается. Шумящие звуки обозначены точками, звучащие — линиями, наиболее громкие звуки рисуются пятнами.

Если набрать координату точки в Google картах (ширина и долгота), можно узнать, в какой точке сделано картирование. Выбираются места с наиболее интересным звуковым окружением: природа, проспекты, учреждения и т.д. в разных городах, где бывает художник. Например, существуют карты, сделанные в Тюмени, Сосновом бору, Зеленогорске, Волхове, Петербурге, Ростове-на-Дону, городе Енакиево (Донецкая область)


2. «Днём везде тихо», Денис Сапунцов, Дмитрий Мораш, Татьяна Тян, Никита Михеев, Василиса Филатова, Мария Мочалова, Наталья Любимова, Анастасия Юдина, Алевтина Бородулина (Москва).

Коллектив авторов — рабочая группа, проекта «Шум, тишина, молчание: звук в поле и в музее» — межинституциональной коллаборации Института этнологиии и антропологии РАН и направления «Саунд-арт, саунд-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Проект держится на зыбком и мерцающем интересе социальных антропологов и саунд-артистов друг к другу и к тактикам/методам/принципам работы с полевыми записями звука. В июле 2021 года студенты, аспиранты и сотрудники Школы дизайна НИУ ВШЭ и ИЭА РАН совершили совместный полевой выезд в г. Тарусу, где провели антропологическое и художественное исследование шума, тишины и молчания в городском пространстве. Собранные в поле материалы (аудиозаписи, полевые дневники и др.) проанализированы, переосмыслены и обработаны для экспозиции в галерейном пространстве в формате саунд-инсталляций.
14 октября
16:00-18:00
Сессии прослушивания аудиозаписей + обсуждение

1. «Аудиоархив семьи Косичкиных», Клочихин Е.А. (Москва)

С 1971 по 1981 гг. житель Калининградской области СССР Сергей Косичкин с помощью катушечного магнитофона фиксировал звуковое измерение важных событий в жизни своей семьи, такие как день рождения, 8 марта, новый год. Сохранившийся архив — повод для обсуждения нескольких тем: роль аудиальных источников личного происхождения в изучении истории позднесоветской повседневности, специфика медиума магнитной плёнки, а также перформативность практик документации семейных праздников.


2
. RANDOM CITY / Случайный город, Alëna Korolëva (Toronto, Canada)
19:00-21:30
Презентации саунд-инсталляций + обсуждение

1. KYHYC TYYH БУОЛБУТ, Андрей Гурьянов (Москва)


2. «Коллекторная речная сеть Москвы», Круглов Е.А. (Москва)

По всей территории Москвы протекает более ста малых рек, но большинство из них скрыты под землей. Изначально структура города формировалась вокруг различных природных объектов. Процесс заключения рек под землю начался в конце XVIII века. Город разрастался, и на застроенных территориях реки перемещались в подземные бетонные тоннели. Сейчас, гуляя по городу можно обнаружить много порталов, скрывающих за собой подземные реки. Жизнь, протекающая по этим рекам, оставляет после себя образ невидимого присутствия, который вступает в симбиотическую связь с городским пространством. Эта связь выражается через перемены в структуре почвы и провоцирует деформации ленточного фундамента зданий. При этом каждый тип грунта имеет свой сценарий деформации.


3. «Исследование звукового ландшафта на горе Воттоваара в Карелии», Людевиг-Чернецкий И.В. (Петербург)

Материалы данного исследования — это задокументированная история в июле 2020 года на горе Воттоваара в Карелии. Гора славится своей мистической средой, где нео-шаманы разных культур и стран собираются и проводят ритуалы. Одним из объектов документации стала магнитная аудиолента, развевающаяся на ветру. Данный объект послужил основой для создания звуковой инсталляции «Звучание».
15 октября
12:00-16:00
Саунд-инсталляция
«Гипер-джунгли», Франциско Лопез

«Гипер-джунгли» или Hyper-Rainforest — это иммерсивная звуковая работа, представленная в форме инсталляции, которая была создана из оригинальных записей окружающей среды, выполненных художником, наряду с обширным и интенсивным опытом глубокого прослушивания в полевых условиях в течение двадцатилетнего периода в тропические леса по всему миру.Ни один из звуков, которые можно услышать в этой работе, даже самый удивительный и диковинный, не был обработан или преобразован. Однако, в отличие от наиболее традиционных подходов к так называемым полевым записям, эта работа не направлена на воспроизведение или имитацию какой-либо естественной «реальности» этих исходных мест. Вместо этого, обладая мощным композиционным характером, эта работа развивает тщательно продуманную и тонкую форму гиперреальности, которая стремится создать самодостаточный звуковой виртуальный мир, исключительно созданный из этих оригинальных записей, без трансформации и без добавления звуков, инструментальных или иных.
16:00-17:30
Дискуссия о звуке и тексте
Модераторы дискуссии: Юлия Глухова, Лилия Ткачук, Василиса Филатова

Мы предлагаем вам заранее прочитать эссе Франциско Лопеса «Звуковые существа», затем — прямо перед дискуссией — послушать его инсталляцию «Гипер-джунгли» (Hyper-Rainforest) и затем поговорить об отношениях между звуком и текстом, опираясь как на эти два опыта чтения и слушания, так и на другие интересные вам примеры.
19:00-22:00
Закрытие конференции.
Концерт в программе:


Drojji: Андрей Гурьянов и Феликс Микенский

дуэт ШС: Дарья Звездина и Василиса Филатова

holoherz: Юлия Глухова

а также Денис Сапунцов, Дмитрий Мораш и другие