Космическая музыка III
Концерт SA))
15 ИЮНЯ 2022
19:00 (МСК)
1000
о концерте
Вы удивитесь, но в космосе не то что музыки, там вообще нет никаких звуков — отсутствие кислорода делает распространение звука невозможным. Даже сильнейшие галактические взрывы происходят в полной тишине. И тем не менее, композиторов и музыкантов много лет завораживает тема «музыки космоса». Происходит это по разным причинам. Так, в пятидесятые годы человек устремляет свою мысль в космос, как можно дальше от пережитого ужаса и травм войны. Поэты, художники, композиторы — люди, создающие новое, ищут альтернативу цепочке событий, вследствие которых стало возможным свершившееся. Электронная музыка и есть это «новое». Некоторые композиторы провозглашают точку разрыва с прошлым: к примеру, наиболее известный деятель немецкой электронной музыки К. Штокхаузен объявляет конец всех пережитых эпох — «Час ноль». Слушая его музыкальные произведения, многие утверждали, что испытывают чувство полёта, или находятся в космосе или в каком-то фантастическом нереальном мире.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Во второй половине двадцатого века идея космических путешествий популяризируется многочисленными журналами, передачами, кинолентами. Однако, сама идея покорения космоса дихотомична — мечты о новом мире на практике служат цели разработки и наращивания нового вооружения. В массовом сознании опасность, заложенная в покорении космоса, выворачивается наизнанку — трансформируясь в ощущение угрозы инопланетных вторжений из необъяснимого другого мира, извне. С одной стороны, космос это воплощение порядка и гармонии, с другой — угрозы и диссонанса.

Синтезированный звук, практически сразу после своего появления, стал ассоциироваться с чем-то «вне человеческим», «внеземным». Последующий кинематограф только закрепил эту связь. Первые электронные саундтреки появились в научно-фантастических фильмах «День, когда земля остановилась» (1951 г.) и «Запретная Планета» (1956 г.). Позже разработкой «космического звукового языка» занимаются такие композиторы, как Жан-Мишель Жар, Дидье Маруани и представители Берлинской школы электронной музыки (Tangerine Dream и Клаус Шульце, Cluster, Cann). Они во многом опираются на музыку минималистов и европейских авангардистов второй волны. В основе серии концертов «Космическая музыка» лежит попытка расширить этот язык.

Противопоставление гармонии и диссонанса — основная тема известного манифеста авангарда «Свободное искусство как основа жизни» Николая Кульбина (1866-1917). Примечательно, что под гармонией Кульбин понимает покой и смерть, под диссонансом — действие и жизнь. Он говорит: «Новые возможности скрыты в самих источниках искусства — в природе. Мы — малые органы живой земли, клетки её тела. Прислушиваемся к её симфониям, составляющим часть общего космического концерта. Это — музыка природы, натуральная, свободная музыка».

На третьем концерте из серии «Космическая музыка», наряду с электронными, впервые будут использованы акустические инструменты — фортепиано и кларнет, а также — голос. Симбиотическое сплетение акустики и голоса с электроникой создаёт новые спектральные сочетания, звуковые массивы и эволюционирующие звуковые петли. С помощью этих средств музыканты выражают своё критическое восприятие мира. Цель проекта «Космическая музыка» — в открытии новых звуковых пространств, иммерсивных по отношению к слуху и находящихся в синестезии с демонстрируемыми во время концерта визуальными образами.
SA))
SA))
SA))
SA))
УЧАСТНИКИ
zim_lyanin
Cольный музыкальный проект композитора и режиссёра Бориса Лесного.
zim_lyanin существует как место встречи разных полей музыкальной деятельности Лесного: хормейстера, пост-джаз кларнетиста и саунд-дизайнера.


Музыка zim_lyanin объединяет хоровые изыскания в жанре "опера алибретто", слоистые электронные тембры, ритм и мелодические контуры духовых - в форме а-ля "ceci n'est pas une pipe".

Борис Лесной
Основатель и художественный руководитель «Фонема-хора». Резидент галереи-мастерской ГРАУНД Солянка. Проекты в роли композитора: опера Вода, Шёпот-опера, Тайная комната в Переделкине, Мутатекст и др.
Антанас Яциневичюс
Саунд-артист, музыкант, саунд-дизайнер, неоднократно выступал на таких площадках, как Mutabor, Винзавод, ГРАУНД Солянка, Бумажная Фабрика, Дом-музей Скрябина, театр Мейерхольда и других.

Его композиции, формируемые в процессе сценической импровизации, единовременно выражают меланхолию, напряжение и жестокость. На своих выступлениях музыкант сочетает элементы электроакустической, индустриальной и шумовой музыки.
Николай Кашевник
Композитор, исполнитель.
Обучался в Московской Государственно консерватоиии им Чайковского. Занимается электронной музыкой и неоклассикой. Преподает в Высшей Школе Экономики.
Дмитрий Плискин
Московский медиа-художник, исследующий цифровую русскую хтонь.

С 2014 года работает, используя медиумы фотографии, видеоарта, саунд-арта, перформанса и искусства новых медиа. Сторонник партизанских практик. Участник коллективов ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ, Паровой человек и арт-группы KATAPYGON. В своих живых видео-перформансах Плискин отстраняется от линейных структур, насколько это возможно, предпочитая им цифровые и аналоговые системы с мночисленными петлями обратной связи.
Камила Юсупова
Художница и куратор в области новых / интерактивных медиа, архитектор, дизайнер, музыкант. В своих произведениях затрагивает темы алгоритмической эстетики, генеративной графики и звука. Работы выставлялись на "ArtTECH HYBRID" NUST MISIS, "Moscow Urban Forum 2018/ 2019", «III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА» на Винзаводе , в «Открытом музее» в галерее «Электромузей», в галерее «Пересветов переулок».
Олег Макаров
Композитор, саундартист, медиахудожник, разработчик аппаратно-программных интерактивных систем и инструментов.

Автор музыки различных стилей и направлений, в том числе камерной инструментальной, вокальной, электроакустической. С 2006 года пишет музыку к радиоспектаклям. С 2004 года участвует в международных фестивалях, выставках современного искусства как композитор, автор мультимедийных интерактивных инсталляций и перформансов, многоканальных алгоритмических звуковых инсталляций.

Регулярно выступает на ведущих экспериментальных сценах как автор и исполнитель композиционно-импровизационной электроакустической музыки. Занимается экспериментами на пересечении различных видов искусства с радиоэлектроникой, программированием и прочими смежными областями. Исследует алгоритмы взаимодействия звука, движения и видео в интерактивных графических системах программирования.

Сотрудничает с театрами в качестве саунд- и медиахудожника, композитора.
Активно занимается преподавательской деятельностью.