Постанимация. Дезориентирующий эффект
Выставка экспериментальной анимации
9 НОЯБРЯ – 5 ДЕКАБРЯ 2021
12:00 – 22:00
300
Билеты временно можно приобрести только на сайте
Вход осуществляется по QR-коду
о выставке
Все авторы – современные действующие художники, которые используют анимацию как инструмент для решения своих художественных задач. Они экспериментируют, исследуют возможности анимации, избегая проторенных путей и популярных в индустриальной анимации приёмов, как, например, «‎12 принципов диснеевской анимации»‎. Участники выставки не рассматривают анимацию как сугубо детский и развлекательный контент, а, напротив, возвращают её в момент жанровой неопределённости, когда анимацию создавали среди прочих дадаисты и авангардисты, рассматривая её как закономерное развитие визуального искусства при помощи новых технических средств.

На выставке представлены работы российских авторов последних нескольких лет, часть работ создана специально для этой выставки. В некоторых случаях это фильмы, в других – инсталляции с использованием анимации.

Среди участников выставки – победители международных фестивалей, художники, фотографы, дизайнеры, использующие анимацию для создания произведений визуального искусства в движении.
КУРАТОР
Надежда Свирская
Участники выставки
Владимир Аверин
подробнее
Иван Архипов
подробнее
Геннадий Буто
подробнее
Василий Галактионов
подробнее
Анастасия Еремина
подробнее
Алексей Ермолаев и Саша Чирков
подробнее
Полина Кузина
подробнее
Настя Лисовец
подробнее
Катя Михеева
подробнее
Элиза Олькиницкая
подробнее
Анастасия Панина
подробнее
Patrick K.-H.
подробнее
Маша Пискунова
подробнее
Наталья Рысс
подробнее
Саша Свирский
подробнее
Елена Слобцева
подробнее
Алексей Сухов / Сюхмен
подробнее
Екатерина Чумаченко
подробнее
Кирилл Хачатуров
подробнее
Варя Яковлева
подробнее
Участники выставки высвобождают анимацию от рамок экранного медиума, не отрицая, но расширяя его возможности. Делают этот синтетический вид искусства ещё более сложносоставным, не поддающимся простым и чётким категориям, в очередной раз поднимая вопрос об условности границ жанров и медиумов.

Анимация – это медиум, где художник работает с чистым пространственственно-временным полем. Каждый элемент вносится в это поле осознанно. И если видео и кино похожи на видимый нами мир, то используя анимацию, автор создаёт собственный мир с нуля, где нет никакой необходимости симулировать реальность. Напротив, анимация предоставляет инструменты для конструирования самого невозможного пространства и взаимодействия самых неожиданных элементов. Живая и неживая природа, смоделированные фигуры и документальные кадры, рисунок и коллаж соединяются и проникают друг в друга, подчиняясь демиургической воле автора.
Фактически, анимация — это набор из тысячи статичных картинок, созданных художником при помощи самых разнообразных медиумов: живопись, графика, коллаж, фотография, объекты, сменяющих одна другую. То, что мы принимаем за движение, происходит не снаружи на экране, иллюзия возникает непосредственно у зрителя в голове, в мозгу, обрабатывающем поток статики, воспринимаемой глазами. Таким образом, анимация не существует без зрителя в буквальном смысле. Потенциал старейших и по чьим-то представлениям исчерпавших себя статичных художественных техник раскрывается при помощи анимации на новом техническом и когнитивном уровне, оставаясь полем эксперимента с визуальностью, нарративом, ритмом и звуком.
В своих работах художники выставки выстраивают пространство, атмосфера которого воздействует на персонажей, равно как и на зрителей. Если традиционная развлекательная анимация, как правило, упрощает персонажей и композицию кадра, то авторы данной выставки, напротив, помещают зрителя в некомфортную ситуацию неузнавания, провоцирующую на коммуникацию на новом непривычном уровне.
Авторы выставки — DIY-художники — создают свои работы практически в одиночку либо с минимальной командой единомышленников. Такая практика не свойственна жанровой и прикладной анимации, предполагающей слаженную работу многочисленных исполнителей, отчуждающих свой труд на этапе производства. Здесь художники преодолевают сложившиеся законы современного производства, возвращая результат его создателю.

Некоторые произведения развивают истории, начатые в снятых фильмах, другие же были созданы специально для данной выставки в качестве медианисталляций.
CОБЫТИЯ
Просвирскотека: звуковая импровизация Алексей Просвирнин, VJ Саша Свирский
Событие пройдёт в рамках Большого фестиваля мультфильмов.

2 декабря, четверг, 19:00
Вход по билету на выставки
КУПИТЬ БИЛЕТ
Мастер-класс Бориса Казакова по бескамерной анимации
Участники мастер-класса познакомятся с основами техники бескамерной анимации и нарисуют свои кусочки анимации на киноплёнке, которые здесь же будут собраны в фильм и показаны участникам при помощи плёночного кинопроектора.

Событие пройдёт в рамках Большого фестиваля мультфильмов.

Режиссёр и художник Борис Казаков (г. Санкт-Петербург) известен своими экспериментальными работами в анимации и не только. Его короткометражные фильмы «Птенцы моря» (1996) и «Колы» (1999), нарисованные на плёнке поверх кинокадров, получили признание международных фестивалей, включая Оберхаузен и Берлинале, а копии были куплены в музей Кино в Амстердаме. Клип «Саша» на песню Виктора Цоя (покадровая анимация фломастером на канцелярских бумажках), стал хитом YouTube.

Мастер-класс будет интересен как детям старше 10 лет, так и взрослым.

4 декабря, суббота, 15:00 – 18:00
Количество мест ограничено
КУПИТЬ БИЛЕТ
Ща, 5 сек
Офлайн-премьера 7-го микро фестиваля супер коротких (до 7 секунд) анимационных фильмов.

Фестиваль был придуман как шутка аниматором Евгением Фадеевым и куратором Надеждой Свирской, и впервые прошёл в клубе Большого фестиваля мультфильмов в 2019 году. С тех про вышло уже шесть выпусков, в каждом из которых более 100 фильмов. «Ща, 5 сек» по сути является фестивалем-микробом, он проходит несколько раз в году в рамках других более крупных событий.
Событие пройдёт в рамках Большого фестиваля мультфильмов.

У фестиваля нет селекции, любой желающий может прислать свой фильм во время приёма заявок, и если фильм не нарушает закон и тех.требования фестиваля, он войдёт в фестивальный выпуск. У «Ща, 5 сек» нет официального жюри, любой зритель может приготовить свой приз и вручить его автору понравившегося фильма.


4 декабря, суббота, 19:00
Вход по билету на выставки
КУПИТЬ БИЛЕТ
Завершающая кураторская экскурсия с Надеждой Свирской
5 декабря, воскресенье, 19:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Надежда Свирская
Независимый куратор и продюсер проектов, связанных с современной авторской анимацией.

Родилась в городе Набережные Челны в 1978 г. Училась в Казанском государственном университете на факультете журналистики. Выпускница Школы современного искусства «Свободные мастерские» курс «Кураторство проектов актуального искусства», 2021 г.

Со-основатель микрофестиваля 5-секундных фильмов «Ща, 5 сек». Автор ряда лекций и показов, посвященных авторской анимации. Сотрудничает с российскими и зарубежными анимационными фестивалями. Среди выставочных кураторских проектов: «Движение воображения» Арсенал ГЦСИ, Нижний Новгород, со-куратор Евгений Стрелков (2017); GRA-FI-KA. New Russian independent animation, со-куратор Евгений Стрелков, галерея-мастерская ГРАУНД Солянка, Москва (2018); «Мужчина встречает женщину» — тотальная инсталляция Дмитрия Геллера, Боярские палаты, Москва (2019); «Побег из плоскости» — групповой выставочный проект,Тульский историко-архитектурный музей (2021) и др.
Владимир Аверин
Окончил Российский̆ государственный̆ гуманитарный̆ университет, изучал современную русскую литературу, теорию литературы и педагогику.

Работал учителем литературы и искусства в средней̆ школе.

В настоящий̆ момент фриланс-фотограф, работает с социальными темами и историями про людей, сотрудничает с медиа «Такие дела» и другими, работает над персональными проектами. Руководит мастерской̆ анимации для детей̆ и подростков «Смотри у меня!», также ведёт инклюзивные группы, занимается визуальным творчеством с людьми с РАС и ментальными нарушениями. Проводит анимационные инклюзивные мастер-классы.
Иван Архипов
Иван Архипов родился в Москве в 1987 году.

Окончил факультет графического дизайна в МИЭМ НИУ «Высшая школа экономики».

В 2010 начал осваивать техники печатной графики. Позже это переросло в экспериментирование и поиск своего графического языка в соединении техник гравюр и анимации.

Участник российских и международных выставок графики. Участник и лауреат российских и международных фестивалей.

Персональные выставки проходили в Москве (в их числе, Inside/Ouside, музей АЗ, 2014, Temptation, ЦТИ Фабрика, 2019), в Пекине (Dancing with the stone, Shangyuan Art Museum, 2019), и др.

Член Московского союза художников с 2014 года.

Живёт и работает в Москве.
Геннадий Буто
Геннадий Буто (1983) родился в Беларуси, там же окончил Белорусскую академию искусств как дизайнер, работал в моушн-дизайне и визуальных эффектах для рекламы, клипов и кино. Затем стал работать как независимый режиссёр и аниматор, создавая короткометражные мультфильмы, анимационные клипы и анимационную рекламу.

В 2011 году переехал в Санкт-Петербург, где работал классическим аниматором, а затем режиссёром и художником-раскадровщиком на полнометражных мультфильмах и анимационных сериалах крупнейших российских анимационных студий, а также американской студии DreamWorks. Параллельно продолжал работать над собственными авторскими короткометражными мультфильмами, экспериментальными фильмами и видеоработами, на которые повлияло увлечение современным искусством.

Его работы являются неоднократными участниками и призерами международных кинофестивалей.
Василий Галактионов
Родился в 1985 в г. Томске, переехал во Владивосток в 3 года, где закончил художественное училище и институт.

С 2003 года участвует в выставках современного искусства, преимущественно на Дальнем востоке, среди которых несколько персональных.

После рождения сына и совместных просмотров мультфильмов в 2015 году начал создавать анимацию. Фильмография насчитывает 11 независимых анимационных работ.

Вместе с женой художницей Евгенией Галактионовой и журналистом и писателем Василием Алленовом состоит в музыкальном коллективе «‎Завтра»‎. Некоторые композиции группы стали основой для фильмов Галактионова.

Анимация привлекает своей компактностью и устойчивостью к механическим повреждениям, в отличии от той же живописи на холстах. Впрочем, Василий продолжает создавать живопись, графику, объекты, инсталляции.
Анастасия Еремина
Анастасия Еремина родилась в 1999 году в Москве. Училась в Школе дизайна НИУ ВШЭ на направлении «Анимация». Сейчас живет и работает в Санкт-Петербурге. Занимается анимацией, видео-артом, живописью и графикой. Участвовала в коллективной выставке живописи и анимации Animpwr.1 (2018), в фестивале музыки и визуального искусства SHUKUCHI (2019), а с фильмом «Икар» – в International Limestone Coast Video Art Festival в Австралии и в PIAFF во Франции.
Алексей Ермолаев и Саша Чирков
Алексей Ермолаев – куратор студентов анимационного направления Школы Дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель Анимационно-шумовой лаборатории Цеха анимации, режиссер анимации. Курировал официальные клипы для групп Аквариум, Дайте танк(!), Дефеса и Псой Короленко, АИГЕЛ, Loquiemean, Пасош, Misha Mishenko, Спасибо, Yoga for wine lovers.Театральный видеохудожник в постановках МХТ им. Чехова, Центра Мейерхольда, театра Практика, театра Наций.

Саша Чирков – звукорежиссер и композитор, озвучивает авторскую анимацию. Исследует звуковые среды, пишет музыку, придумывает и создаёт музыкальные инструменты.
Полина Кузина
Родилась в г Казани 1980 г.
Основное место обитания г. Тюмень, где закончила школу и филологический факультет Тюменского государственного университета.

Работала в дошкольном образовании, в данное время журналист-фрилансер.

Участвовала в разнообразных выставках, выставлялась на площадках от музея изобразительного искусства, Союза художников до магазина специй «Анис». Участвовала в групповых выставках в ГЦСИ Урал, в Санкт-Петербурге («Петербургский художник»), в Нижневартовске и Сургуте (КЦ «Порт»)
Настя Лисовец
Настя Лисовец родилась в 2000 году в Минске. В 2018 году окончила Минскую государственную гимназию-колледж искусств. В 2018 году поступила в школу Дизайна на факультете анимации НИУ ВШЭ.

Её студенческий фильм «Собаки пахнут морем», который она полностью придумала и нарисовала сама (кроме создания музыки и звука) был показан на международных фестивалях анимации и отмечен наградой Открытого российского фестиваля анимационного кино в 2020 году. Следующий фильм «У всех мужчин должны быть туфли» – второй эпизод документального анимационного мини-сериала проекта «Иллюминатор» о жизни российских ЛГБТ, также стал участником различных фестивалей.
Катя Михеева
Режиссёрка анимационных фильмов.

Родилась в Москве в 1999 году. Училась в Мастерской художественного проектирования, где перепробовала множество материалов и техник, и начала анимировать, работать с видео.

В 2016 году закончила Школу Дизайна НИУ ВШЭ по направлению Анимации.

В 2020 году поступила во французскую анимационную школу La Poudrière.

Автор анимационных фильмов «Дача, пришельцы, огурцы» (2017), «Ручной» (2018), показанных на международных фестивалях.

Пробует разные техники, как цифровые, так и аналоговые. Исследует движение через танец.
Элиза Олькиницкая
Художница, родилась в 1990 г. в Москве, с 2012 г. живет и работает в Монреале (Квебек, Канада).

Получила степень бакалавра искусств на Факультете визуальных и медиа искусств Квебекского Университета в Монреале (Faculté des Arts visuels et médiatiques, Université du Québec à Montréal). Не ставит рамок в творчестве и работает с разными формами, от печатной графики и анимации, до инсталляции и перформанса. Мультидисциплинарная художественная практика привела к участию в многочисленных коллаборациях и творческих резиденциях в области печатной графики, анимационного кино, видеоарта, театра и перформанса в Квебеке и в России.
Анастасия Панина
Художница из Москвы, выпускница Школы Дизайна НИУ ВШЭ, участвовала в различных выставках и фестивалях, из последних: Суздальский фестиваль анимации 2020, БФМ 2020, Ars Electronica Festival 2020, Blazar Art Fair 2020, Between Windows Gallery 2020, Фестиваль Морс 2021.

Художница работает с синтезированием личного опыта, детских архетипических впечатлений и ее культурной средой, которые переводит в живую, пластичную графику и анимацию. Важным условием для создания ее проектов является вещественность материалов, уход от цифровых инструментов к «живым» художественным выразительным средствам.
Patrick K.-H.
Антон Яхонтов (Patrick K.-H.) - композитор, видео- и медиахудожник, работающий в поле создания графического звука, анимации, интерактивных перформансов, осязаемого и объёмного звука, участвующий в разноплановых коллаборациях от современного танца и буто до графического коллажа и акусматики.

Наряду с работой в качестве режиссера, автора музыки и видео для более чем 40 оперных, драматических и постдраматических спектаклей в России, Европе и США, один из первых художников, представивших видео на современной театральной российской сцене (2004 г.). Его музыка, видео и выступления прошли на более чем 200 фестивалях по всему миру, включая Ars Electronica (Линц), ASIFA (Вена), Club Transmediale (Берлин), MIAF (Мельбурн), Symposium iX (Монреаль), FIVA. (Буэнос-Айрес), Art Moscow. В 2009 году стал автором звукового ландшафта для российского павильона на 53-й Венецианской биеннале. Имеет несколько международных наград - LÚMEN_EX (Испания), Золотая маска (Россия), Broadway off (США).

Помимо основной деятельности, он активно экспериментирует в области медиарта, в частности пространственного саундарта: его программа SoundArt @GogolFest (Киев, 2010) сыграла решающую роль в создании саундарта, как формальной и неформальной практики в постсоветском пространстве.

Руководитель исследовательских программ медиастудии на Новой сцене Александринского театра. Организатор и преподаватель учебных классов и программ - среди которых «Медиа-перформанс Лаб» (ММОМА, Москва, 2011-2013 гг.). «Лаборатория новых медиа» (Санкт-Петербург, с 2015 г.). Основатель и сокуратор Floating Sound Gallery (с 2008 г.) – одной из немногих площадок пространственного звука в России, на сегодняшний день представившей более 120 композиторов со всего мира.С 2018 года проводит международным фестивалем акустических систем Франсуа Бейля «Инаугурация ACOUSMONIUM» (Санкт-Петербург). Коммуницирует экспериментальный саундарт и музыку через публикации и интервью.
Маша Пискунова
Художница. Занимается экспериментальными видами анимации, иллюстрацией. Окончила курс Foundation Британской высшей школы дизайна, Школу дизайна НИУ ВШЭ по направлению анимация и иллюстрация. Преподаёт анимацию детям.

Живет и работает в Москве.
Наталья Рысс
В 1988 году окончила Художественное училище им. М.Б. Грекова в Ростове-на-Дону (дизайнер), в 1995 году - художественно-графический факультет Российского государственного университета кинематографии им. С.Герасимова.

Создатель анимационных фильмов как независимый режиссер и в сотрудничестве с различными продюсерскими компаниями. Предпочтительно работает с нестандартной структурой повествования, использует выразительный̆ монтаж и смешивание различных художественных техник (рваная бумага, рисунок на стекле и мокрой̆ бумаге, фото- и видеофильтры).

С 2015 года живет в Хайфе, Израиль.
Саша Свирский
Саша Свирский родился в 1980 г. в посёлке Советское Руно Ставропольского края. Закончил Ростовское художественное училище им. М.Б.Грекова, отделение живописи. Увлёкся анимацией в 2008 году, с того момента создал более 30 авторских короткометражных фильмов, экспериментируя с техниками, применяя в первую очередь художественный подход.

В работе над фильмами часто импровизирует. В то же время, продолжает разрабатывать свой визуальный язык, используя подручные материалы для создания в том числе графических работ, коллажей.

Автор фильмов «Мирс Пирс», «Гость на коне», «Муравьиные песни», «Чепурнас», Tanzonk, «9 способов нарисовать человека», «Про бабу, которая хотела улететь».

Премьеры фильмов «Мой галактический двойник Галактион» и «Вадим на прогулке» состоялись на Berlinale (Германия).

Среди призов: Гран-при FAB (Берлин), гран-при Мельбурнского фестиваля анимации, гран-при Balkanima (Сербия), гран-при In The Palace (Болгария); приз жюри Гонконгского международного фестиваля, Лучший экспериментальный фильм Тегеранского анимационного фестиваля и другие.

Участник 2-й Триеннале российского современного искусства в Музее современного искусства «Гараж» (2020).


В данное время проживает в Москве.
Елена Слобцева
Елена Слобцева – художник, работающий с медиа, видео, анимацией, инсталляцией, объектами. В качестве материала для объектов, графических и видеоработ чаще всего использует канцелярские и строительные скобки - «скрепы». Cкобы выражают идею скрепления и разъединения, метафоры человеческих взаимоотношений и конфликтов, исторических швов и социальных связей.

Участница Триеннале российского современного искусства, Музей современного искусства «Гараж», Москва (2017), проекта Nemoskva «Двенадцатый часовой пояс», Центр изящных искусств BOZAR, Брюссель (2019), «Немосква не за горами», Манеж, Санкт-Петербург (2020).

Окончила Пермский государственный университет по специальности «Английский язык и литература» и Bowling Green State University, США. В 2012-2014 годах училась в Школе современного искусства «АртПолитика», Пермь. В 2014-2015 годах студентка Школы вовлеченного искусства «Что делать?», Санкт-Петербург.

Персональная выставка - «Культура материалов», 2020, Музей современного искусства ПЕРММ, г.Пермь, была номинирована на государственную премию в области современного искусства «Инновация» в номинации «Художник года» (2021).

Живет и работает в Перми.
Алексей Сухов (aka Сюхмен)
Алексей Сухов (aka Сюхмен) родился в 1987 г. в Лучегорске (Дальний Восток), где окончил художественную школу №1.

В 2004 г. поступил в ДВГУ на факультет графического дизайна. Во время учёбы увлёкся живописью и графикой. В 2006 г. вместе с единомышленниками организовал творческое объединение 3KP, просуществовавшее до 2010 г. За время своего существования группа сняла несколько видеоработ: «Кацуба», «Губы волной», «Стефорге».

В 2012 г. окончил курс иллюстрации в Британской Школе дизайна. С 2013 по 2016 гг. вел мультимедийный проект «Мой поехавший день».

2020 - Персональная выставка «Я угораю» в галерее «Союз печать» (Винзавод), где были представлены работы из серии «Из серии», а также скульптуры.

За последние четыре года создал: веб-сериал «Зорька», серию роликов «Сюхмен» о рисовании портретов на время в большом формате, серию графических работ «Из серии», анимационный фильм «Алиса».

Сейчас проживает в Москве.
Екатерина Чумаченко
Екатерина Чумаченко родилась в 1995 г. в Ростове-на-Дону, выпускница Школы дизайна НИУ ВШЭ. Детство провела в деревне, что наложило на творчество отпечаток соединения народного и современного. В своих работах сочетает традиционные материалы и digital. Любимый материал — тушь и чернила.

Увлекается изучением русского фольклора и грибов.
Кирилл Хачатуров
Кирилл Хачатуров независимый режиссер, аниматор и дизайнер. Родился в 1984 году в Хабаровске. Начал работать как дизайнер, иллюстратор и медиа-художник в направлении генеративного искусства. Изучал дизайн в Британской высшей школе дизайна и режиссуру в Московской школе нового кино.
Как дизайнер он получил международное признание и награды таких фестивалей, как D&AD awards, и стал финалистом European Design Awards. Мировая премьера его дебютного короткометражного фильма «Протокорба» (2019) состоялась на Международном анимационном фестивале в Анси, как и его дипломный короткометражный фильм «Голый» (2020). «Голый» получил множество наград, в том числе на крупнейших фестивалях анимации в Анси, Оттава и Загреб, как Лучший студенческий фильм.
Варя Яковлева
Варя Яковлева родилась в Саратове в 1983 году. Выпускница художественного факультета ВГИКа (курс художников анимации и компьютерной графики) и школы-студии «ШАР» (курс режиссеров анимационного фильма, мастерская А.Ю. Хржановского, А.М. Демина, И.Л. Максимова).

Занимается иллюстрацией книг и снимает анимационные фильмы. Преподаёт в школе-студии «ШАР» и в Британской Высшей Школе Дизайна.

Участвовала в выставках в России, Италии, Чехии, Хорватии, Украине. Работы находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Германии, США, Италии, Испании, Чехии. Член МСХ секция «художник театра, кино и тв». Победитель Международного фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы МОРС 2018.

Работала художником-постановщиком полнометражного анимационного фильма «Нос или заговор не таких» (реж. Андрей Хржановский). Как иллюстратор сотрудничала с издательством «Самокат» и Гоголь-Центром.

В собственной режиссерской фильмографии три анимационные работы. Фильмы были показаны на многочисленных международных фестивалях, и получили призы, включая гран-при фестиваля Message to man, премию «Икар», Grand Jury Award - Best animation на Эдмонтском международном кинофестивале (Канада), специальное упоминание жюри на фестивале SUPERTOON (Ховатия) и на Winter Short of the Year, Best Russian animation на FAB (Берлин).

Разрабатывает собственный художественный метод скетчанимации – совмещение набросков и анимации.
Made on
Tilda