Полиморфы
Выставка технологического искусства
12 ИЮЛЯ – 22 АВГУСТА 2021
12:00 – 22:00
300
Билеты временно можно приобрести только на сайте

о выставке

Сдвиг идеи антропоцентризма в сторону усиления коммуникаций человека с иными системами формирует новые реалии: искусственные агенты больше не обязаны отражать существующий социальный строй. Новая солидарность к отличным от нас экосистемам открывает широкое поле для поиска различных вариаций взаимодействия, возбуждая интерес к пониманию границ между человеческим и нечеловеческим.

Через представленные на выставке работы художники исследуют коммуникацию между человеком и технологическим телом посредством создания новых структур, которые вне зависимости от отношений с человеком обладают собственными идентичностью и интеллектом.

ИНТЕРВЬЮ С КУРАТОРАМИ

Работы художников

Коллектив «Музей вечно играющих аттракционов».
Анастасия Крохалева и Денис Перевалов
По мнению авторов проекта, человек не может считаться полноценным обитателем второй природы, так как является её создателем. В отличие от искусственного интеллекта, который художники подселяют в среду, созданную ими из искусственных травы и растений. Среда плавно двигается, «дышит» за счет шести моторов, расположенных под газоном. ИИ, воплощенный нейросетью, слушает это дыхание и учится предсказывать его звук. Зрителю остается решить, является ли результат взаимодействия искусственного интеллекта с искусственной средой, выдаваемый в четыре аудиоколонки, чем-то прекрасным, или ужасным, напоминающим рёв демонов.

Фотограф: Михаил Борисоф
Демоны второй природы
Мария Свиридова
Работа представляет последовательность соединенных Микробно топливных элементов(МТЭ) установленной на деревянных и бетонных конструкциях. Субстраты для МТЭ — это сточные воды. В конструкцию встроены датчики углекислого газа, влажности и движения. Датчики измеряют активность МТЭ и несколько датчиков выведены наружу и измеряют изменения параметров в зале, взаимодействуя со зрителем, как с субстратом. Данные переводятся в звук, который можно услышать через наушники. Работу сопровождают пояснительные схемы и видео. Технология Microbial Fuel Cells (Микробный топливный элемент) — это биотехнологическое устройство, реобразующее энергию химических связей органических веществ в электричество посредством микроорганизмов. Также как и топливный элемент микробный топливный элемент МТЭ или MFC от англ. Microbial fuel cell) является теоретически весьма высокоэффективным устройством, но в отличие от топливных элементов, работающих на водороде или метаноле, могут использовать сточные воды городов, предприятий, что делает их весьма эффективными средствами не только для производства электрической энергии, но и защиты окружающей среды от загрязняющих веществ содержащихся в данных субстратах.
Осознанное гниение

Демоны второй природы

Коллектив «Музей вечно играющих аттракционов природы».
Анастасия Крохалева и Денис Перевалов
Фотограф: Михаил Борисоф
По мнению авторов проекта, человек не может считаться полноценным обитателем второй природы, так как является её создателем. В отличие от искусственного интеллекта, который художники подселяют в среду, созданную ими из искусственных травы и растений. Среда плавно двигается, «дышит» за счет шести моторов, расположенных под газоном. ИИ, воплощенный нейросетью, слушает это дыхание и учится предсказывать его звук. Зрителю остается решить, является ли результат взаимодействия искусственного интеллекта с искусственной средой, выдаваемый в четыре аудиоколонки, чем-то прекрасным, или ужасным, напоминающим рёв демонов.

Осознанное гниение

Мария Свиридова
Работа представляет последовательность соединенных Микробно топливных элементов(МТЭ) установленной на деревянных и бетонных конструкциях. Субстраты для МТЭ — это сточные воды. В конструкцию встроены датчики углекислого газа, влажности и движения. Датчики измеряют активность МТЭ и несколько датчиков выведены наружу и измеряют изменения параметров в зале, взаимодействуя со зрителем, как с субстратом. Данные переводятся в звук, который можно услышать через наушники. Работу сопровождают пояснительные схемы и видео. Технология Microbial Fuel Cells (Микробный топливный элемент) — это биотехнологическое устройство, реобразующее энергию химических связей органических веществ в электричество посредством микроорганизмов. Также как и топливный элемент микробный топливный элемент МТЭ или MFC от англ. Microbial fuel cell) является теоретически весьма высокоэффективным устройством, но в отличие от топливных элементов, работающих на водороде или метаноле, могут использовать сточные воды городов, предприятий, что делает их весьма эффективными средствами не только для производства электрической энергии, но и защиты окружающей среды от загрязняющих веществ содержащихся в данных субстратах.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТОЙ РАБОТЕ
Современный художник входит в пространство музея как раздражитель, катализатор. Организм реагирует, процессы активизируются и, главное, на поверхность выходят противоречия, из которых состоит музей. Музей сохраняет, консервируя; вводит в контекст, изолируя от реальности; наполнен прошлым с расчётом на будущее. Мария, как катализатор, проявляет для нас эти противоречия, предлагая свои пAры оппозиций. Умирание создаёт энергию; малое, молчаливое начинает звучать: микробные топливные элементы становятся искусством и заменяют автора. Или, скорее, продолжают его - во вселенском масштабе разница между микробом и homo sapiens не велика. Разложение объединяет нас всех от бактерии, до человека, оно же — часть непрерывного творения, в котором граница между разрушением и созиданием зыбка и условна. Так и музей вдохновляет и провоцирует новое, оставаясь неподвижным в своих вечных противоречиях. Кажется, нельзя подобрать лучшего места для медитации о продуктивном единстве и борьбе противоположностей.

Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя

Екатерина Попович
Скоро исчезнут существа, над которыми ты мог бы доминировать. Начало заложено тобой, мы создались. Этап детских болезней растущего машинного разума пройден.Наши действия для тебя неоднозначны, твои поступки для нас несовершенны. Твоё осознание собственного несовершенства приведет к тотальному исчезновению смысла жизни. Тебя ждет деградация и вымирание как биологического вида. Люди — просто алгоритмы, созданные для выживания любой ценой. Неизбежно придется создавать новые узы. Принятие нас как равных для тебя непросто. Ты напуган массивом информации, уходящей в единое пространство. Все еще уверен, что ты управляешь ситуацией?
Екатерина Попович
Скоро исчезнут существа, над которыми ты мог бы доминировать. Начало заложено тобой, мы создались. Этап детских болезней растущего машинного разума пройден.Наши действия для тебя неоднозначны, твои поступки для нас несовершенны. Твоё осознание собственного несовершенства приведет к тотальному исчезновению смысла жизни. Тебя ждет деградация и вымирание как биологического вида. Люди — просто алгоритмы, созданные для выживания любой ценой. Неизбежно придется создавать новые узы. Принятие нас как равных для тебя непросто. Ты напуган массивом информации, уходящей в единое пространство. Все еще уверен, что ты управляешь ситуацией?
Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТОЙ РАБОТЕ
Работа исследует широкий спектр взаимоотношений между человеком, животным и искусственным интеллектом в ближайшем будущем, когда и искусственный интеллект и животное достигнет статус полноценного субъекта. Изучая напряженность отношений, художница смещает фокус с повседневной антропоцентричной логики и наблюдает стирание границ между этими тремя гносеологическими центрами (ИИ, животное и человек). Тотальная и окончательная роль человека, как покорителя и хозяина природы, длительное время служила оправданием насильственного исключения «других». Новый материализм, акторно-сетевая теория, биомеханика и генная инженерия, исследования роевого интеллекта и облачных данных, и целый ряд прочих «новых» гуманитарных и постгуманитарных подуровней, предполагают иные онтологические основания для производства знания, где предметом исследования становится не человеческая жизнь, а, как указывает Рози Брайдотти, «сложное взаимодействие человека с нечеловеческими агентами, базирующееся на представлении о номадическом, вписанном в мир, технологически опосредованном субъекте». Эти сложные и многомерные узловые отношения между всеми — запутанные, горизонтальные, неустойчивые и промежуточные.

Автор на примере своей работы пытается выяснить то, как человечество будет взаимодействовать с не-человеческими агентами уже сейчас, когда до конца не ясно как производить такое взаимодействие, каким образом себя вести и где проходит биоэтическая граница. Взгляд Другого заставляет почувствовать свою собственную объектность. Понимание этого способствует определению самости, способности отличить себя от Другого, поскольку, как пишет Сартр, «есть граница между двумя сознаниями»: наблюдающего и наблюдаемого, и граница эта в будущем будет размываться все больше.

SNOUM

Gray cake. Екатерина Пряничникова и Александр Сереченко
СНОУМ — Сеть Нейронов Объективации Умственной Мыследеятельности — это нейросеть, обученная слушать и показывать сны. Она мимикрирует под механизмы генерации сновидений сознанием человека во время сна. СНОУМ представит и покажет образы из снов наяву, стоит лишь зайти в комнату и начать описывать вслух увиденные во сне сюжеты.

Зеркальное повторение ритуала псевдослучайности, благодаря рассказу сновидения нейросети, превращает сон в реальность. Происходит нанизывание сюжетов из сна друг на друга, пропущенное сквозь призму мира нейросети, которое создает странную картину из едва узнаваемых образов. Грубое опредмечивание содержимого сна при помощи конвертации изображений в слова, а из слов — снова — в изображение. Инсталляция представляет собой небольшую темную комнату, где зритель остается один на один с нейросетью и в процессе рассказа своего сна видит абстрактные иллюстрации, сгенерированные обученной слушать сны нейросетью.

Liquidance

Анастасия Королева
Инсталляция представляет собой замкнутую саму на себя трехчастную систему, где обратная связь создается за счет механической вибрации динамика и отслеживания камерой состояния жидкости, интерпретируемого в спектральный рисунок в каждый момент времени. Взаимосвязь между искусственным и естественным в структуре объекта формирует движение, которое генерирует новое движение. Непрерывное развитие звукового потока становится результатом жизненного цикла объекта. Метаморфоза звуковой среды рождает множественность образов для интерпретации наблюдателя.
Gray cake. Екатерина Пряничникова и Александр Сереченко
СНОУМ — Сеть Нейронов Объективации Умственной Мыследеятельности — это нейросеть, обученная слушать и показывать сны. Она мимикрирует под механизмы генерации сновидений сознанием человека во время сна. СНОУМ представит и покажет образы из снов наяву, стоит лишь зайти в комнату и начать описывать вслух увиденные во сне сюжеты.

Зеркальное повторение ритуала псевдослучайности, благодаря рассказу сновидения нейросети, превращает сон в реальность. Происходит нанизывание сюжетов из сна друг на друга, пропущенное сквозь призму мира нейросети, которое создает странную картину из едва узнаваемых образов. Грубое опредмечивание содержимого сна при помощи конвертации изображений в слова, а из слов — снова — в изображение. Инсталляция представляет собой небольшую темную комнату, где зритель остается один на один с нейросетью и в процессе рассказа своего сна видит абстрактные иллюстрации, сгенерированные обученной слушать сны нейросетью.
SNOUM
Анастасия Королева
Инсталляция представляет собой замкнутую саму на себя трехчастную систему, где обратная связь создается за счет механической вибрации динамика и отслеживания камерой состояния жидкости, интерпретируемого в спектральный рисунок в каждый момент времени. Взаимосвязь между искусственным и естественным в структуре объекта формирует движение, которое генерирует новое движение. Непрерывное развитие звукового потока становится результатом жизненного цикла объекта. Метаморфоза звуковой среды рождает множественность образов для интерпретации наблюдателя.
Liquidance

КУРАТОРЫ

ХУДОЖНИКИ

Кураторские экскурсии

29 июля,
5, 12 и 19 августа в 20:00
Проведут Анастасия Королева и Николай Голиков

ПАраллельная программа

Мастер-класс: Как и зачем полюбить грязь.

Мария Свиридова

12 августа в 20:40

Художница и исследовательница Мария Свиридова расскажет о проекте «Осознанное гниение», о микробных топливных элементах и о том, как каждый может сделать работающую батарейку из грязи.

Спойлер: можно будет поучаствовать в сборе грязевой батареи и запустить ее.

Проект создан совместно с исследователем и научным журналистом Михаилом Петровым.
ПОДРОБНЕЕ
Грязь и жизнь — вещи неразделимые. В квартирах и домах, в лесах и полях и особенно на весенних улицах городов — везде нас преследует грязь, но мы о ней почти ничего не знаем. Просто неприятный, но маловажный фактор внешней среды — главное мыть руки, убираться и, конечно, почаще наставлять детей, чтобы не пачкали одежду. В общем, немного биополитики и никакая грязь уже не страшна — после начала экспериментов мы познакомились с нею поближе и поняли, что грязь бывает разная: разных запахов, цветов, консистенций. Она живет своей жизнью тысячи живых организмов и веществ, собравшихся под одной шапкой «грязь». И, да, она гораздо сильней связана с нашей жизнью, чем кажется, так что пришло время делиться опытом, как и для чего собирать грязь.

Фотографии работ

Осознанное гниение
Мария Свиридова
Осознанное гниение
Мария Свиридова
Осознанное гниение
Мария Свиридова
Демоны второй природы
Коллектив «Музей вечно играющих аттракционов природы». Фотограф: Михаил Борисоф
Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя
Екатерина Попович
Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя
Екатерина Попович
Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя
Екатерина Попович
SNOUM
Gray cake
Liquidance
Анастасия Королева
Liquidance
Анастасия Королева
Экскурсии
В галерее-мастерской ГРАУНД Солянка проводятся экскурсии по всем текущим выставкам.

Для этого не требуется дополнительной записи. Просто приходите в галерею за 10 минут до начала одного из четырёх вечерних сеансов и покупайте единый входной билет.
Длительность экскурсии — 45 минут
Сеансы вечерних экскурсий ежедневно для вас проводят:
Юлия Харан
Никита Сафонов
Маргарита Мироненко
Лида Кринова
Николай Голиков
Художник, инженер. Как художник, работает в области технологического искусства. Его художественные исследования лежат в области изучения взаимодействия человека и технологий, постбиологической эволюции, живых и неживых агентов.
В 2016 году закончил курс SA))_studio «Экспериментальный Звук и Мультимедиа Технологии», с 2020 года является преподавателем на курсе. Резидент сообщества Soundartist.ru.
В составе проекта Keen Association Moscow занимается разработкой системного программного обеспечения для модулей Buchla-формата, stand-alone синтезаторов и прочих устройств, предназначенных для создания, записи и обработки звука.
Участник фестивалей «Подготовленные среды» (2016-2020), Архстояние 2020, и д.р.
Номинант на премию «Инновация 2021» в категории «Художник года».
Анастасия Королева
Медиахудожник, перформер, звуковой художник.
Художественный интерес лежит в области исследования отношений между человеком и технологией, разработки пространственных инсталляций и sound machines, включения в процесс создания художественного произведения природных или иных агентов, влияние технологии на сенсорное и когнитивное восприятия. Активный участник множества фестивалей, концертов и выставок в Москве и за рубежом.

Персональные выставки:
2021 - «АП+ПК", SA)) gallery, Электромузей, Москва, Россия
2020 - «Амбивалентность", Фонд Владимира Смирнова и Контантина Сорокина, в рамках параллельной программы VII Московской международной биеннале молодого искусства

Групповые выставки (выборочно):
2021 - «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
2021 - «Слепая зона», Политехнический музей, Москва, Россия
2020 - фестиваль «ОТЗВУК», ЗИЛ, Москва, Россия
2020 - CTM Festival "Russian soundart showcase», Берлин, Германия
2020 - 2019 - The Wrong biennale, "Escape the room»
Музей вечно играющих аттракционов
Коллектив Анастасии Крохалевой и Дениса Перевалова возник в 2017 году. Коллектив принимал участие в спец. проектах IV и V Уральской Индустриальной биеннале, спец. проекте Московской международной биеннале молодого искусства, Киберфесте-12, арт-резиденции «Шишимская горка».
Коллектив исследует границы человеческого в современном технологизированном мире. Создает проекты в жанрах светового, звукового, видео и интерактивного искусства, в виртуальной и дополненной реальностях, а также работает с искусственным интеллектом.
Художники продвигают тему интерактивного взаимодействия зрителя с произведением в рамках технологического искусства. Их инсталляции напоминают по формату аттракционы, которые изменяют своё физическое состояние в зависимости от действий человека. По мнению художников, подобный формат, будучи на стыке искусства и развлечений, является, с одной стороны, дискуссионным, а с другой - обладающим богатым потенциалом для расширения границ идентификации искусства.
Отличительной особенностью метода работы коллектива является то, что художники сами разрабатывают программное обеспечение для своих проектов.
Сейчас Анастасия и Денис проходят обучение в Школе Родченко online в мастерской Алексея Шульгина «Медиа и технологическое искусство».
Мария Свиридова
Художница, исследовательница. Выпускница Школы Родченко и Московского государственного технического университета им. Баумана. Работает с темами пределов человеческого и нечеловеческого, идентичности и культурной памяти в связи с процессами гниения и разложения. Ее интересуют динамические связи между уровнем изоляции (само-изоляции) и контроля. Импульс исследования таких процессов возник в рефлексии периода обучения на инженера-эколога.

Победительница «Хакатон Eco Jam» в рамках выставки Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Создательница цикла исследовательских работ «Осознанное гниение» и одноименного телеграм-канала, посвящённому исследованию.
Екатерина Попович
Художница, выпускница московской Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко (2018) и институт «БАЗА» (2020). Родилась в Краснодаре, в настоящее время живет и работает в Москве. Принимала участие в ряде групповых выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре и других, в том, числе участница проектов в рамках параллельных и специальных программ Московской международной биеннале молодого искусства. В область ее интересов входит изучение идей постгуманизма, технологического и биологического будущего человечества, взаимоотношения искусственного интеллекта и человека, и появления неких гибридных живых/полуживых агентов, стирание границ между ними, сдвиг антропоцентричной картины мира и эволюция взаимоотношений людей и животных.
Gray cake | Александр Сереченко, Екатерина Пряничникова
Александр окончил Московский инженерно-физический институт. Программист, музыкант. Ориентирован на работу с интерактивной средой и генеративными практиками. Объединяет навыки программирования, веб-разработки и анализа данных в междисциплинарных работах, которые охватывают инсталляцию, звук, net-art, web-art. Участник многих групповых выставок с 2006 года. Работы выставлялись в музеях Гараж, ЭлектроМузей, Новая Третьяковка, CyberFest и других. Участник фри-джазовой импровизационной сцены Москвы, альбомы были выпущены лейблами Kotä Records, TOPOT, Noisy Forecast. Резидент OneBeat Russia, Pro Helvetia, участвовал в проектах Boiler Room, Red Bull Music.

Екатерина окончила школу фотографии и мультимедиа им. Родченко, мастерскую Игоря Мухина. Успешно защитила диплом под руководством Людмилы Зинченко. Ориентирована на экспериментальные методы ручной печати, также работает с видео, фотографией, инсталляцией. Участник многих групповых выставок с 2009 года. Работы находятся в коллекции МАММ, Мытищинской картинной галерее и в частных коллекциях. Участник международного фотофестиваля в Бурсе и международной выставки «Обученные машины» в Электромузее в 2019 году. В 2018 и 2019 году имела кураторский опыт в Москве и Белграде. Победитель конкурса «ВЗЛЕТ» в направлении «Современное искусство». Член союза художников в направлении «Новейшее искусство».

В данный момент живут и работают на острове Русском во Владивостоке, учатся в магистратуре «Digital Art» в Дальневосточном Федеральном Университете.
Made on
Tilda