ОНЛАЙН-ВЫСТАВКА
Я, МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ
О ВЫСТАВКЕ
Проект «Я, Майя Плисецкая» посвящён 95-летию со дня рождения великой балерины.
Посмотреть видео с открытия выставки.

В основу проекта легла одноименная автобиографическая книга «Я, Майя Плисецкая». Впервые опубликованная в 1994 году, она стала бестселлером и была переиздана пятнадцать раз.

Автором тотальной инсталляции выступает Мария Трегубова, широко известная как театральный художник, чьи спектакли идут в репертуарах ведущих театров в России и за ее пределами (Большой театр, МХТ им. А.П. Чехова, БДТ, Александринский театр, Театр Наций и пр.). Музыкально-драматический проект «Я, Майя Плисецкая» — первая большая сольная работа Марии Трегубовой в области современного искусства. Маша Трегубова (Masha Tregubova) о проекте: «Майя Плисецкая — уникальное явление. Она никогда не была просто исполнительницей заданных партий. Она всегда и во всем была художником, автором.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Задачей проекта было создать портрет Плисецкой, найдя для этого форму, подходящую этой совершенно неординарной натуре. Этот портрет не мог быть абсолютно реалистическим. Это не соответствовало бы ее хулиганскому характеру. Не мог он быть и совсем абстрактным — слишком жалко было бы лишаться документальных подробностей, без которых портрет не был бы полным. Получилась система образов в пространстве, не имеющих друг к другу прямого отношения, и монтирующийся в единое целое лишь в голове у зрителя. При этом зритель тоже наделяется правом авторства, создавая из кусочков пазла свой портрет Плисецкой».

Каждая из шести комнат тотальной инсталляции связана с одним из периодов жизни или аспектов личности Майи Плисецкой. Инсталляция открывается видеоархивом, где на телеэкранах демонстрируются записи интервью и выступлений разных лет, отрывки из биографических фильмов и фрагменты новостной хроники. Еще одна комната представляет собой балетный зал, за ней — кухня в коммунальной квартире Большого театра, в которой Майе Плисецкой довелось жить в послевоенные годы. Белая комната с роялем, в которой звучит посвященная балерине музыка Родиона Щедрина, — воплощение величайшей любви в искусстве и в жизни. Черная комната, наполненная замершими фигурами в черных костюмах, глазками для подсматривания и отверстиями для подслушивания, – отражает тему взаимоотношений балерины с советскими правящими структурами. И, наконец, комната с бесконечно ведущей вверх лестницей, олицетворяющая путь балерины. Очередность посещения комнат — свободная, так что каждый зритель сам составляет свой маршрут.
ХУДОЖНИК МЕЖДУ ТЕАТРОМ И СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ
СЕРИЯ ИНТЕРВЬЮ КАТИ БОЧАВАР
Катя Бочавар пообщалась с автором выставки Марией Трегубовой и другими известными деятелями театра о том, как сегодня пересекаются театр и современное искусство и каково место художника в этом процессе.
Катя Бочавар пообщалась с автором выставки Марией Трегубовой и другими известными деятелями театра о том, как сегодня пересекаются театр и современное искусство и каково место художника в этом процессе.
Мария Трегубова — художник-постановщик и художник по костюмам. В 2008-14 — главный художник лаборатории Дмитрия Крымова. С 2008 — педагог режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС) (мастерская Каменьковича-Крымова). Автор сценографии и костюмов к 50 спектаклям. Лауреат премий: «Золотая Маска» в номинации «лучшая работа художника» за спектакли «Алиса» (2015), «Тарарабумбия» (2011), «Opus №7» («Шостакович», 2010); «Хрустальная Турандот» (2011) в номинации «лучшая работа художника» за оформление спектакля «Горки-10»; газеты «Московский комсомолец» за сценографию к спектаклям «Dream works» (МХТ им. А.П. Чехова, 2016), «Тарарабумбия» (2010), «Дом» (театр «Школа современной пьесы», 2009); Санкт-Петербуржской театральной премии «Прорыв» за лучшую работу художника в спектакле «Ваш Гоголь» (Александринский театр, Санкт-Петербург); Гран-При за создание павильона России на Всемирной выставке сценографии и театральной архитектуры «Пражская Квадриеннале» в 2007 году (совместно с членами Лаборатории Д. Крымова).
Мария Трегубова — художник-постановщик и художник по костюмам. В 2008-14 — главный художник лаборатории Дмитрия Крымова. С 2008 — педагог режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС) (мастерская Каменьковича-Крымова). Автор сценографии и костюмов к 50 спектаклям. Лауреат премий: «Золотая Маска» в номинации «лучшая работа художника» за спектакли «Алиса» (2015), «Тарарабумбия» (2011), «Opus №7» («Шостакович», 2010); «Хрустальная Турандот» (2011) в номинации «лучшая работа художника» за оформление спектакля «Горки-10»; газеты «Московский комсомолец» за сценографию к спектаклям «Dream works» (МХТ им. А.П. Чехова, 2016), «Тарарабумбия» (2010), «Дом» (театр «Школа современной пьесы», 2009); Санкт-Петербуржской театральной премии «Прорыв» за лучшую работу художника в спектакле «Ваш Гоголь» (Александринский театр, Санкт-Петербург); Гран-При за создание павильона России на Всемирной выставке сценографии и театральной архитектуры «Пражская Квадриеннале» в 2007 году (совместно с членами Лаборатории Д. Крымова).
Григорий Заславский — российский театральный критик. Ректор Российского института театрального искусства — ГИТИСа с 2016 года. Кандидат филологических наук.
Катя Бочавар — художник и куратор, руководитель ГРАУНД Солянки, активно внедряющая идею кросс-дисциплинарного подхода в деятельность галереи.
Алексей Трегубов окончил МГАХИ имени В. И. Сурикова (кафедра живописи — монументальная мастерская). Член кураторской группы выставок ММОМА «Если бы я только знал» (2010) и «Ночь в музее» (2010). Куратор проектов арт-пространства «Новое Крыло» в Доме Гоголя (2014).
Алексей Новосёлов — заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе ММОМА, куратор, автор ряда публикаций по проблемам современного искусства.
Григорий Заславский — российский театральный критик. Ректор Российского института театрального искусства — ГИТИСа с 2016 года. Кандидат филологических наук.
Катя Бочавар — художник и куратор, руководитель ГРАУНД Солянки, активно внедряющая идею кросс-дисциплинарного подхода в деятельность галереи.
Алексей Новосёлов — заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе ММОМА, куратор, автор ряда публикаций по проблемам современного искусства.
Алексей Трегубов окончил МГАХИ имени В. И. Сурикова (кафедра живописи — монументальная мастерская). Член кураторской группы выставок ММОМА «Если бы я только знал» (2010) и «Ночь в музее» (2010). Куратор проектов арт-пространства «Новое Крыло» в Доме Гоголя (2014).
Made on
Tilda