Игра на деньги
Перформанс группы Waldgang «МРОТ»

Денег художнику не хватает всегда. Но можно использовать их не по назначению, а в качестве материала.

В рамках выставки «Лебедь сдох» в галерее ГРАУНД Солянка состоялся перформанс московской молодёжной группы Waldgang под названием «МРОТ». МРОТ — аббревиатура, обозначающая минимальный размер оплаты труда, термин не особо желающий вставать в одно предложение с понятиями искусства, творчества, музыки. Тем не менее именно вокруг МРОТ, суммы в 12,130 руб., закрутились перформансивные действия группы Waldgang.
В состав группы молодых художников и музыкантов Waldgang входят студенты и выпускники Московской консерватории: Данила Зудинов, Иван Манько, Павел Поляков и художница Варвара Иваник. Реализовать идею им так же помогали друзья и коллеги: оператор Аня Аматуни, звукорежиссёр Константин Ксенофонтов и виолончелист Ростислав Чучалин.

Сама идея возникла, когда группу пригласили участвовать в одном фестивале, но бюджет, предоставленный на исполнение той идеи, на которую был выдан грант в 50 тысяч руб. не мог покрыть расходы. Возник концепт не тратить деньги, а использовать их как материал — разменяв 12,130 руб. на 10-ти копеечные монеты, ребята переплавили их в музыкальный инструмент — колокол. Остальная сумма, приблизительно 38 тысяч, ушла на организацию и само производство.
Процесс занял у ребят 3 месяца и был задокументирован, а впоследствии из документации был сделан фильм, который они использовали в самом перформансе. Перформанс напоминает ритуал: на фоне кадров документации переплавляемого металла и горлового пения происходит акция знакомства с самим объектом – колоколом. Так колокол, уже несколько архаичный и вместе с тем многозначный образ, сталкивается с проблематикой не просто современной, но живой, выявляющей материальные и социальные аспекты. Идея МРОТ не растворяется в новом образе, а возникает с новой силой, как вопрос, который присутствует в жизни человека в течении всего времени существования социума – как тема труда, усилия, преодоления. Это напряжение ощущается как в музыкальной составляющей – горловом пении, так и в визуальной, в которой атлеты – участники перформанса Михаил Малек и Сергей Рогов поднимают и медленно несут колокол, как будто преодолевая сопротивление воздуха или окружающей среды.
Видео: Светлана Тегин
Колокол не только музыкальный инструмент, но и важный религиозный объект — голос сообщения. Колокол звонит, чтобы собрать людей или известить их о случившемся – беде или празднике. Его музыкальный звук мы улавливаем в оркестре, но он же может быть призывом к молитве или нести нам какую-то весть. По ком же звонит колокол из переплавленного МРОТ?

«В целом всё это иеротопия вокруг объекта. Но мы не занимались созданием мистерии, нас увлекала энергия работы, напряжения, усилия, абсолютно телесного человеческого труда и воли, перехода из одного состояния в другое металлов, взаимодействия огня и человеческого усилия. По такому же принципу строилась и музыка. К примеру, горловое пение как вариант напряжения дыхания и диафрагмы. И вот уже эти процессы и их природа нами сакрализировалась», — рассказывают о своей работе участники Waldgang.
Видео: Светлана Тегин
Все действия участников группы, предшествующие событию в галерее, на первый взгляд могут казаться лишь подготовкой, но на самом деле являются важной частью произведения. В процессе создания колокола задействованы и авторы, и совершенно случайные люди, которые разменивают бумажные деньги на 10-ти копеечные монеты, и кузнец Сергей Морозов, переплавляющий в своей кузнице монеты в колокол. Сам процесс переплавки несёт в себе важную концептуальную составляющую, но он же становится и видеорядом — частью инсталляции, которую можно увидеть на мониторах в галерее. Каждый аспект перформанса служит, в первую очередь, не для представления работы зрителю, а для проживания действия его участниками – эта личная вовлеченность становится тем основным языком, на котором говорит «МРОТ».
Наш мозг устроен так, что мы всё время ищем каких-то точных понятий и определений, пытаясь понять, что же перед нами: современное визуальное искусство или современное музыкальное произведение, его авторы – художники или музыканты? Человеку часто свойственно всё непривычное подгонять под уже знакомые категории. Перформанс группы Waldgang сложно подогнать под одну конкретную категорию – его участники, художница и три музыканта, развивают интересующие их самих темы и идеи, но каждый по-своему: в произведении звучит многоголосье.
Увидеть Колокол, а также стать свидетелями многоголосья не только этой, но и других уникальных работ, связанных со звуком, вы можете до 6 ноября на выставке «Лебедь сдох».
Настя Сенозацкая