НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА!
 
Никого сюрреализма в СССР, конечно, не было. То есть в жизни его было вполне достаточно, но как раз в связи с этим на территорию подцензурного советского искусства он не допускался. Так что все советские фильмы 1920-70-х годов, демонстрирующиеся в этом зале, официально относятся к любым стилистическим направлениям кроме сюрреализма. Что в принципе тоже верно, ведь какой сюрреализм, к примеру, может быть в «Звенигоре» Довженко, если фильм этот был снят до того, как сюрреализм вообще появился на экране в лице Дали, Бунюля и их «Андалузского пса»? Однако, если под сюрреализмом в кино иметь ввиду сновидческий кинематограф, где фантастика прорастает в реальность, то как к нему не отнести «Звенигору»?
 
Что же касается остального, то «Моя бабушка» Котэ Микаберидзе в прокат в свое время не вышла (обвинили фильм не сюрреализме, а в троцкизме, но по тем временам не велика разница), а «Счастье» Александра Медведкина оставалось на периферии истории советского кино до начала 1960-х. Что было еще? Визионерское кино Андрея Тарковского и роскошные киноперформансы Сергея Параджанова. Взгляд этих авторов обращен  в свой собственный внутренний мир, полный образов и теней, желаний и памяти. Есть знаменитый плакат, на котором  сюрреалисты 1920-х годов изображены все как один с закрытыми глазами, потому что они тоже считали, что смотреть художнику нужно внутрь, а не во вне.
 
Эпоха большого сюра наступила в советском кино в конце 1980-х и  начале 1990-х. Когда началась перестройка, каждый режиссер получил право быть кем угодно и снимать  как угодно, не обращая внимание ни на начальство, ни на зрителей, которым в большинстве своем все это активно не нравилось. В роли сюрреалистов в канун гибели советского кино и советский страны попробовали себя многие. У одних  это получилось ярко и талантливо, но осталось лишь опытом ради опыта, а у других стало открытием своего истинного я.
 
Про сюр в российском кино конца 1990-х — начала 2000-х можно сказать, что это не столько сюрреализм, сколько его цитирование и стилизация. Во всяком случае, судя по фильмам представленном в этом зале, это именно так, правда, за одним исключением. Каким? Смотрите и вы все увидите сами. Только не забудьте закрыть глаза!..
 
 
1 — 10 МАЯ
 
Программа № 1
Зал № 4
 
14:00 — 16:05  «Анна Карамазофф», реж. Рустам Хамдамов, 1991
16:05 — 17:11  «Счастье», реж. Александр Медведкин, 1934
17:11 — 18:46  «Окраина», реж. Петр Луцык, 1998
18:46 — 20:17  «Звенигора», реж. Александр Довженко, 1927
20:17 — 22:00  «Зеркало», реж. Андрей Тарковский, 1974
 
Зал № 2
 
14:00 – 15:12  «Моя бабушка», реж. Котэ Микаберидзе, 1929
15:12 – 17:31  «Дни затмения», реж. Александр Сокуров, 1988
17:31 – 18:53  «Серебряные головы», реж. Евгений Юфит, 1998
18:53 – 20:18  «Небесные жены луговых мари», реж. Алексей Федорченко, 2012
20:18 – 22:00  «Город Зеро», реж. Карен Шахназаров, 1988
 
 
11 — 21 МАЯ
 
Программа № 2
Зал № 4
 
14:00 – 15:10  «Конструктор красного цвета», реж. Андрей И, 1993
15:10 – 16:47  «Иван-дурак», реж. Александр Дулерайн, Сергей Корягин, 2002
16:47 – 17:07  «Падал прошлогодний снег», реж. Александр Татарский, 1983
17:07 – 19:06  «Чувствительный милиционер», реж. Кира Муратова, 1992
19:06 – 21:32  «Бумажные глаза Пришвина», реж. Валерий Огородников, 1989
 
 
Зал № 2
 
14:00 – 15:13   «Ашик-Кериб», реж. Сергей Параджанов, 1988
15:13 – 17:46  «Покаяние», реж. Тенгиз Абуладзе, 1984
17:46 – 19:27  «Жена керосинщика», реж. Александр Кайдановский, 1988
19:27 – 21:32  «Анна Карамазофф», реж. Рустам Хамдамов, 1991