каждое воскресенье в 5 вечера
3 АПРЕЛЯ — 15 МАЯ

Кинолекторий Музея кино в рамках «выставки-лекции» «Кинотеатр Андалузского пса» посвящен эпохе авангарда
в европейском кинематографе 1920-х годов: революционным открытиям французских киноимпрессионистов, немецких киноэкспрессионистов, создателей абстрактного кино, преобразившие киноязык и сознание тех, кто этим языком владеет. Автор лекций — киновед Милена Мусина

ЛЕКЦИИ «ВРЕМЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИШЛО!» ЭПОХА ФРАНЦУЗСКОГО КИНОИМПРЕССИОНИЗМА

1 часть|3 апреля|17.00
2 часть|10 апреля|17.00

Они сделали кино искусством. Придумали термин «авангард», слово «кинематографист» и религию кинематографистов — фотогению. Интеллектуальная элита Парижа конца 1910 — начала 1920-х годов, баловни судьбы, снобы и эстеты, звезды светских салонов — они умели видеть изысканное в простом — в трепете бликующих листьев, чересполосице теней. Они были влюблены в исчезающее переживание, мимолетное впечатление, рябь на воде и неопределенность воспоминаний. Они сняли фильмы, вошедшие во все учебники по истории кино под заголовком «классика французского киноимпрессионизма»: «Женщина ниоткуда», «Лихорадка», «Эльдорадо», «Верное сердце», «Менильмонтан» и «Колесо». Их звали Луи Делюк, Марсель Л’Эрбье, Жан Эпштейн, Дмитрий Кирсанов,
а еще с ними был великий Абель Ганс. Это он написал в своем манифесте: «Время изображения пришло! Мы движемся на облачных конях, а если мы вступаем
в бой, то это бой с реальностью, чтобы принудить ее стать мечтой…» Хотите узнать, выиграли они свой бой?


ЛЕКЦИИ «ТЕНИ БЕЗУМЦЕВ, ЧУДОВИЩ И ТИРАНОВ» КИНЕМАТОГРАФ НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА

1 часть|17 апреля|17.00
2 часть|24 апреля|17.00

Это кино завораживало и пугало. На экране в искривленном пространстве невероятных декораций, восходили одна за другой тени тиранов, чудовищ и вампиров. Созданное в атмосфере голода, ненависти и страха, царивших в Германии, проигравшей Первую мировую войну, кино немецкого экспрессионизма стремительно завоевывало мир. «Кабинет доктора Калигари», «Руки Орлака», «Кабинет восковых фигур», «Пражский студент», «Голем», «С утра до полуночи», «Раскольников», «Носферату — симфония ужаса», «Фаус» — эти великие фильмы, рожденные из художественных открытий немецкого экспрессионизма, дали начало новой киноэстетике (вот уже век востребованной) и самым популярным жанрам кино (фильмам ужасов и триллерам), став выразительным примером того, как открытия художественного авангарда влияют на развитее кинематографа и меняют мир.

ЛЕКЦИЯ «КАНДИНСКИЙ, МАЛЕВИЧ И КИНО, КОТОРОГО БЕЗ НИХ НЕ БЫЛО БЫ… » АБСТРАКЦИОНИЗМ В КИНО

15 мая|17.00

Слушателей ждет рассказ фильмах, принадлежащих к направлению «абстрактного» или «чистого кино», рождение которого напрямую связано с открытиями великих русских авангардистов. Движение формы и энергия цвета, манифестируемые Кандинским и Малевичем в живописи, становятся основным сюжетом
в фильмах знаменитых киноавангардистов Ганса Рихтера («Ритм 21», 1921), Викинга Эггелинга («Диагональная симфония», 1924), Оскара Фишингера («Динамика радио», 1942, «Движущаяся живопись», 1944), принадлежащего к плеяде «неизвестного американского авангарда» режиссера Фрэнсиса Ли («1941», 1941)
и главного советского экспериментатора в области свето-музыкального синтеза Булата Галеева («Баллада для Бернта», 1989). Кроме того, в программу включены фильмы, далекие от абстрактного кино, но сделанные под сильным влиянием русского авангарда («Колыбельная», 1929, реж. Б. Дайш), заново осмысляющих его спустя десятилетия («25-е, первый день», 1968, реж. Ю. Норштейн) и тоскующих по его революционной сущности («Суд над Брунером», 1999, реж. О. Столповская. Д. Троицкий).

МИЛЕНА МУСИНА

В 1994 году окончила ВГИК. Киновед, историк кино, куратор фестивальных кинопрограмм и выставок, посвященных кинематографу, сценарист телепрограмм и документальных телефильмов на тему истории, культуры, психологии (лауреат премии в области неигрового кино и телевидения «Лавр»). Сотрудник Библиотеки киноискусства им. С.М. Эйзенштейна, куратор программы «Кино ВЗале» Объединения «Выставочные залы Москвы», преподаватель истории кино в Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова, ученый секретарь Музея кино.

подробнее